Противопожарный занавес на сцене требования

Содержание

Противопожарный занавес на сцене требования — Портал по безопасности

Противопожарный занавес на сцене требования

20 декабря 2012, 13:50

Причем, каждый из самых главных элементов театра как здания (занавес, сцена, зрительный зал), помимо эстетической, выполняет еще и чисто функциональную роль.

Сцена

Это место основного театрального действия. В древнем театре функцию сцены выполнял шатер, в котором готовились к выступлению актеры. Затем сцена стала выполнять еще и функцию театрального антуража: на ней размещались декорации, механизмы, используемые в представлениях.

В современном театре чаще всего используется, так называемая, сцена-коробка: замкнутое с трех сторон пространство, сообщающееся с зрительным залом посредством портала сцены (архитектурной арки), а пространство внутри «коробки» называется зеркалом сцены.

Сама сценическая площадка делится на три части: авансцену, сцену и арьерсцену (переднюю, основную и заднюю часть). Арьерсцена используется для хранения декораций, расмещения сценических механизмов, элементов освещения.

С точки зрения самого представления, сцену делят на игровую часть (находится в пределах непосредственной видимости из зала) и боковые закулисные пространства. К последним так же относятся и специальные «карманы», так же предназначенные для размещения сценических механизмов.

Театральный занавес

Это элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала. Как правило, занавес открывают в начале представления, а закрывают в антракте или в конце. В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен эмблемой театра или гербом города.

Существует ряд разновидностей театральных занавесов. Различаются они по внешнему виду, фактуре, характеру движения и способу раскрытия сцены.

Антрактно-раздвижной занавес

Другое его название «греческий». Используется, преимущественно, в драматических театрах.Состоит из двух половин, закрепленных в верхней части на одной высоте. Синхронно раздвигается от центра сцены к порталам.

Этот занавес полностью перекрывает сцену от зрителей: в конструкции предусмотрен специальный «нахлест», который позволяет крыльям занавеса плотно состыковываться.

Но существует разновидность этого занавеса и с одним крылом.

Подъемно-опускной занавес

Так же называется «занавес-гильотина» или «немецкий» занавес. Чаще используется в музыкальных театрах, так как позволяет полностью раскрыть сцену.

Этот занавес представляет целое полотно, прямое или плиссированное, которое закреплено по верхней кромке к несущей балке. Подъем занавеса происходит одновременно с подъемом несущей балки.

Но такой занавес требует большой высоты потолка над сценой.

Итальянский занавес

Известен как «императорский» или «сваг-занавес». Полотно занавеса состоит из двух половин. На высоте 2-3 метров от сцены к крыльям прикреплены тросы, которые, во время открытия занавеса, тянут крылья к верхним углам сценического портала.

Австрийский занавес

Благодаря системе открытия, занавес имеет очень красивую драпировку большими складками. Поднимается сразу за несколько точек, закрепленных на нижнем крае занавеса. При этом, нижний край может как оставаться параллельным полу, так и изгибаться, принимая форму арки просцениума.

Венецианский занавес

Похож на австрийский системой открытия (открывается вверх), но отличается от последнего наличием вертикальных складок.

При поднятии нижняя граница занавеса может быть и параллельной полу, но по эстетическим и функциональным соображениям крылья занавеса чаще поднимают на разную высоту, образуя неровный нижний контур.

Римский занавес

Аналогичен по типу подъема австрийскому и венецианскому, но отличается тем, что полотно занавеса в опущенном состоянии не имеет ни вертикальных, ни горизонтальных складок.

Французский занавес

Это занавес комбинированного типа, известный еще как «подъемно-итальянский». Сочетает в себе подъемный тип движения с движением итальянского типа: несущая балка поднимается вместе с занавесом, одновременно, половины занавеса раздвигаются к углам, как у итальянского.

Читайте также  Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте

Занавес Брехта

Этот тип занавеса сегодня часто используется различными современными театрами. Впервые был использован именно в «эпическом театре» Брехта, откуда и получил свое название.

Полотно занавеса состоит из двух половин, высотой от 2,5 до 4 метров, за которыми проглядывается сцена. Подвешен занавес на двух тросах, натянутых нарочито на виду, прямо за порталом сцены.

Как правило, открывается и закрывается вручную.

Занавес Вагнера

Занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху «внахлест». Оба крыла открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы плотен к краям сцены. Для такого занавеса требуются довольно массивные механизмы, которые могут располагаться прямо под сценой.

Занавес Кабуки

Изготовлен из цельного, легкого полотна (например, из шелкового).

В отличие от всех предыдущих типов занавесов, этот не поднимается и не раздвигается, а просто отцепляется сверху и резко падает вниз, открывая сцену.

Занавес держится на металлической трубе со штырями, с которых просто соскальзывает при повороте трубы.

Занавес Полишинель

Это цельное ровное полотно, закрепленное в верхней части. Открывается при помощи намотки полотна на нижний барабан, который, вращаясь, поднимается к арке просцениума.

Этот принцип похож на механизм проекционных экранов, которым, зачастую, этот занавес и является. Нередко используются широкие тюли и сетки, для открытия шоу или перемены сцен.

Преимущество этой системы в том, что она не требует ни большого пространства над сценой, ни массивных механизмов.

Проходной занавес

Этот занавес полностью закрывает сцену, позволяя актерам проходить сквозь него. К этому типу можно отнести нитяной занавес, занавес из эластичных полос ткани и световой занавес, основанный на засветке взвешенных в воздухе частиц.

Складной занавес

Этот специальный тип занавеса обычно работает на ручном управлении. Позволяет поднять нижнюю половину занавеса над сценой так, что она скроется за верхней частью занавеса. Используется для исторических занавесов или для декораций.

Которые не могут быть подняты непосредственно за просцениумом из-за какого-либо препятствия. Еще одна причина использования такого типа занавеса — недостаток пространства над сценой.

В зависимости от конструкции, занавес может складываться вдвое, втрое и более раз.

Противопожарный занавес

Эта конструкция не является, по сути, театральным занавесом и выполняет конкретную практическую функцию. Но используется этот занавес именно в театрах.

Это огнеупорная дымонепроницаемая конструкция, выполненная из негорючих материалов, которая опускается при пожаре для отделения сцены от зрительного зала для предотвращения распространения пожара и продуктов горения.

Источник: https://sivcomsks.com/protivopozharnyy-zanaves-na-stsene-trebovaniya/

Одежда сцены: противопожарный и театральный занавес

Противопожарный занавес на сцене требования

Перефразировав знаменитую фразу Чехова, можно сказать, что театр начинается с вешалки, а заканчивается сценой. Именно ради сценического представления, люди приходят в театр. Сцена – то место, где исполняется спектакль. Немаловажное значение имеет так называемая одежда сцены.

Драпировка сценического пространства

Сценическая драпировка состоит из:

  • Кулис, представляющих собою две пары отрезов ткани, расположенных параллельно друг другу и находящиеся на боковых сторонах сцены.
  • Падуг, замыкающих верхнюю часть кулис и закрывающих осветительные приборы.
  • Арлекина – небольшого куска ткани, находящегося в горизонтальном положении за порталом вверху.
  • Задника – конечной точки сцены, являющимся фоном к происходящему действию. Это раздвижной занавес, расположенный на штакетном подъеме в растянутом виде.
  • Портального отверстия (зеркало сцены) с П-образным вырезом, закрытым куском материи.
  • Кабинета, прячущего карманы, пространство колосников, арьеры; ограждающего сцену от постороннего цвета.
  • Занавеса.

Виды занавесов

Театральный занавес занимает главенствующую роль в оформлении сцены.

С его помощью происходит смена декораций, обозначается начало и конец каждого акта, создается эффект сопричастности к происходящему на сцене и условия для концентрации внимания зрителей.

Первое фундаментальное обоснование использования и назначения занавеса опубликовано архитектором И. Фуртенбахом в книге «Увеселительная архитектура», изданной в 18 веке.

Театральный занавес может быть:

  1. Игровой (интермедийный) занавес, предназначенный для отдельной постановки спектакля и представляющий собой декорацию (живописную, аппликационную, жесткую), расположенную на нулевом плане сценической площадки.
  2. Антрактовый занавес – основный занавес, являющийся «лицом» театра.
Читайте также  Требования к уголку безопасности в детском саду

По способу раскрытия театральный занавес подразделяется на:

  • раздвижной, используемый в драматических театрах,
  • подъемно-отпускной – сфера применения — музыкальные театры,
  • комбинированный и фигурный занавес – специальное полотнище для отдельных постановок.

Сегодня все чаще используется световой занавес, в котором с помощью световых лучей, образуется непрозрачное или частично прозрачное пространство между зрителями и сценической площадкой.

Данный вид занавеса выполняет все задачи театрального занавеса, имеет определенный сценический эффект, который при частом применении создает ощущение повтора, что исключено при использовании классического тканевого занавеса.

Особенности и характеристики противопожарного занавеса

Особняком стоит противопожарный занавес. В современных театрах присутствие данного вида занавеса обязательно и безоговорочно.

Для общественных мест скопления людей существуют специальные нормы противопожарной безопасности, которые контролируют и обеспечивают пожаростойкость помещения.

Противопожарный занавес представляет собой дымонепроницаемую конструкцию, имеющую нормируемый предел огнестойкости и используемой при пожаре или задымлении. Данный вид занавеса изготавливается из негорючих тканей, соответствующих классу горения В1, М1.

Современные ткани, применяемые при изготовлении противопожарного занавеса:

  1. воздухопроницаемые,
  2. не вызывают аллергических реакций,
  3. экологически безопасные,
  4. долговечные,
  5. не впитывают пыль и грязь,
  6. сохраняют свои характеристики на протяжении длительного периода пользования (25-30 лет).

Одежда для сцены способствует максимальному раскрытию сюжета и воплощению задумок режиссера в полном объеме.

Источник: http://MusicInstall.ru/odezhda-sceny-protivopozharnyj-zanaves

Противопожарный занавес требования. Автоматические противопожарные шторы и занавесы

Противопожарный занавес на сцене требования

Назначение и места установки

Противопожарные шторы (или как их иначе называют экраны и завесы) – еще одна разновидность ограждающих огнестойких конструкций, со своими специфическими особенностями.

В общих чертах противопожарные шторы представляют собой полотно прочной огнестойкой ткани, которое отделяет пожароопасные зоны внутри различных зданий, сооружений и помещений. Таким образом, пожар локализуется (блокируется) в определенном месте и физически не может распространиться дальше по зданию.

Противопожарные шторы используются тогда, когда нет возможности или нецелесообразно применять другие виды огнестойких конструкций, например такие как ворота или двери.

Огнестойкие завесы чаще всего устанавливают внутри зданий в местах массового пребывания людей – кинотеатры, клубы, различные концертные залы, торговые, развлекательные и спортивные центры, а также в крупных производственных и складских помещениях.

Особенности

Основными особенностями противопожарных штор являются:

Полотно противопожарных штор состоит из так называемой кремнеземной ткани, которая в свою очередь, представляет собой тканое плетение из кремнеземных нитей разной плотности и прочности. Этот материал широко используется в космической промышленности, а также в металлургической, автомобильной и кончено же военной.

Если немного углубиться в химию, то мы узнаем что кремнеземная ткань, практически на 95-99% состоит из диоксида кремния.

Основные характеристики кремнеземной ткани:

  1. Устойчивость к высоким температурам – состав и свойства ткани практически не меняются даже при температурах до 1200 градусов по Цельсию;
  2. Устойчивость к агрессивным средам – кремнеземная ткань не «боится» воздействия большинства кислот, щелочей и раскаленных металлов;
  3. Она экологически чиста и абсолютно безопасна для человека и животных.

Кремнеземная ткань может быть различной плотности – этот параметр напрямую связан с параметром огнестойкости – чем выше плотность ткани, тем выше предел огнестойкости всей конструкции.

В среднем плотность ткани варьируется от 200 грамм на квадратный метр, до 1000 грамм на квадратный метр. Соответственно, чем плотнее и тяжелее материал, тем он толще – в среднем толщина огнестойкого полотна варьируется от 3 до 7 миллиметров.

Также стоит отметить тот факт, что кремнеземную ткань подразделяют на:

  • Термоусаженная – проходит предварительную высокую термическую обработку, для того, чтобы ткань при последующей эксплуатации не давала усадку и сохраняла свои изначальные размеры;
  • Термонеусаженная – ткань, которая не прошла термическую обработку и при термическом воздействии может давать небольшую усадку в пределах 5-8% от общего размера полотна.

В целях эвакуации людей из горящего помещения в полотне противопожарных штор могут быть предусмотрены эвакуационные выходы или как их еще называют лазейки.

Виды

Противопожарные шторы принято подразделять на:

  • Огнезащитные – полноценные огнеупорные конструкции, которые полностью блокируют очаг возгорания и не позволяют пламени распространиться;
  • Дымозащитные (противодымные) – их задача состоит в том, чтобы заблокировать распространение дыма и ядовитых газов, именно поэтому они располагаются в верхней части здания (чаще под потолком) в непосредственной близости к системам дымоудаления. Как правило, противодымные шторы не перекрывают помещение полностью по высоте, как это происходит в случае с огнезащитной моделью. Чаще всего они монтируются к потолку или стене и как бы улавливают газы и дым, блокируют их и не дают им распространиться по помещению.
Читайте также  Склад категории а требования

Управление

При возникновении возгорания, пожарная система оповещения подает сигнал на пост автоматической пожарной станции и на блок управления противопожарной шторой, и она автоматически начнет опускаться со скоростью около 8-15 сантиметров в секунду. И полностью локализует, таким образом, очаг возгорания или задымления.

Часто противопожарный экран снабжают дополнительными источниками питания, на случай аварийного отключения электроэнергии. Таким образом, благодаря резервному аккумулятору, даже при отключенном электричестве штора вовремя опустится и выполнит свою функцию.

Огнестойкость

Пределы огнестойкости противопожарных штор могут варьироваться, часто для увеличения предела сопротивления пламени производители применяют так называемое орошение. На конструкцию монтируется система подачи воды, которая разбрызгивается по поверхности полотна и увеличивает время сопротивления пламени.

На сегодняшний день самыми популярными среди производителей являются следующие пределы огнестойкости пожарных штор:

  • Огнезащитная – EI 60, EI 120 и EI 180;
  • Дымозащитная – E 120 (показатель потери теплоизолирующей способности «I» для противодымных завес отсутствует).

Для получения обязательного сертификата соответствия, пожарные шторы, как и другие ограждающие конструкции, обязаны пройти огневые испытания согласно ГОСТу, без этого конструкция не может называться противопожарной.

7. Противопожарный занавес

Согласно стб 11.0.03- 95 «Пассивная противопожарная защита. Термины и определения» под противопожарным зана

Весом понимается — дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов, отделяющая по портальному проему при пожаре сценический комплекс от зрительного.

Источник: https://strbuild.ru/fire-protection-requirements-automatic-fire-curtains-and-curtains.html

Противопожарный занавес

Противопожарный занавес на сцене требования
Сцена, закрытая противопожарным занавесом

Противопожарный занавес (пожарный занавес, противопожарный экран, «железный занавес») — огнеупорная дымонепроницаемая конструкция с нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих материалов (металл, железобетон, огнеупорная ткань) и опускаемая при пожаре для отделения сцены от . Служит для предотвращения распространения пожара и продуктов горения в течение нормируемого времени.

Развитие пожара[ | ]

Сцена и прилегающие к ней помещения имеют большое количество горючих материалов (конструкции планшета сцены, трюм, колосники, горючие декорации и бутафория). Пожарная нагрузка в сценическом комплексе достигает 200…350 кг/м² и имеет сильно развитую поверхность.[1]:274

Если пожар возник на сцене, когда портальный проем открыт и закрыты дымовые люки, то возникает угроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что в таких условиях зрительный зал заполняется дымом за 1…2 минуты.

[1]:275 При отсутствии противопожарного занавеса интенсивность теплового излучения уже через 30…40 секунд пожара становится опасной для зрителей.

[2]:164 С уменьшением вместимости зала время появления опасных факторов пожара уменьшается и опасность для зрителей появляется раньше.[2]:165

Конструкция[ | ]

Зрелищные предприятия вместимостью 800 мест и более, как правило, представляют архитектурную ценность.

В таких зданиях функциональным назначением занавеса является не только обеспечение безопасности эвакуации людей, но и сохранение здания.

В зданиях, не представляющих архитектурной ценности, возможно ограничить функциональное назначение занавеса обеспечением эвакуации людей и предотвращением распространения пожара в зрительный зал до боевого развёртывания пожарных подразделений.[2]:165 В залах учреждений культуры вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальный проем должен защищаться дренчерной установкой (водяной завесой).[3]

На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указывающая положение нижнего края противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию.

По окончании спектакля (репетиции) противопожарный занавес должен опускаться. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки).

Подъемно-пропускной механизм должен обеспечивать скорость опускания занавеса не менее 0,2 м/с.[4]

Примечания[ | ]

  1. 12 Теребнёв В. В. и др. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга 1:Жилые и общественные здания и сооружения. — М.:Пожнаука, 2006.

  2. 123 Грушевский и др. Пожарная профилактика в строительстве. — М.:Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР, 1985.

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%81