Требования к трубопроводам перекачки ЛВЖ

Безопасная транспортировка горючих и взрывоопасных веществ, жидкостей и газов

Требования к трубопроводам перекачки ЛВЖ

Для перевозки легковозгораемых и взрывоопасных веществ необходима специальная оснащённая техника, обученный персонал, придерживающийся требований транспортирования (скорость движения, закрепление, особенности температурного режима) и безопасная тара для перевозки.

Опасный груз согласно классификации ГОСТ 19433 – 88 включает взрывчатые материалы, газы в различном состоянии, твёрдые и самовоспламеняющиеся горючие вещества, окислители и пероксиды.

При объёме тары перевозимых опасных веществ более 1000 л, обязательно наличие специального разрешения и свидетельства ГИБДД, бланка маршрута с разрешающей отметкой, указанием срока действия и количества партий.

Груз сопровождает представитель, знающий его свойства, соответствующей подготовки.

Маршрут по перевозке опасных грузов не должен проходить возле крупных промпредприятий, культурных объектов и зон отдыха, образовательных и лечебных учреждений, крупные населённые пункты. ТС, постоянно транспортирующие опасные грузы, снабжают соответствующими знаками, надписями и специальной окраской.

Ёмкости со сжатыми газами закрепляют в автомобилях на специальных стеллажах, отделанных войлоком. На баллонах предусматривают предохранительные клапаны.

В летний период требуется дополнительная защита от солнечных лучей.

Бензин и прочие ГСМ перевозят исключительно в герметично закрытой металлической таре, либо в специальных прицепах.

На складах перевозку баллонов с газами, горючими и легковоспламеняющимися веществами в ТС или из них осуществляют двухколёсными тележками либо носилками. Поднятие на высоту ёмкостей разрешается в контейнерах.

Размещая бочки с ЛВЖ и ГЖ, соблюдают осторожность, избегая ударов и сотрясений, устанавливая их строго вертикально с крышками, размещёнными в верхней части.

При транспортировке ГЖ в стеклянной и керамической таре используют специальные носилки, оснащённые бортами, или тележки.

При перевозке ЛВЖ и ГЖ технику оснащают искрогасителями и средствами пожаротушения. Баллоны со сжиженными газами перемещают, не касаясь вентиля руками и тканью, испачканной жирами, маслами. Разгрузку делают без падения баллонов и колпаков, исключения возможности ударов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняют, исключая толчки, удары, повышенное давление, без использования искрящего оборудования, на ТС, двигатель которого выключен, в отсутствии водителя и посторонних лиц.

Механизмы для грузозахвата не должны повреждать тару, допускать падение груза. Тару с опасными грузами перемещают по настилам и трапам.

Бутыли размещают в барабанах, обрешётках, ящиках, заполненных специальным ареактивным материалом, их перемещение осуществляют в тележках или корзинах с укреплёнными ручками.

Читайте также  Что следует понимать под требованиями охраны труда?

Движение ТС должно обеспечивать безопасные условия перевозки, поэтому водители соблюдают соответствующую скорость, дистанцию, прекращая движение при опасных метеорологических условиях.

В некоторых случаях с колонной ТС, перевозящих опасный груз, следуют автомобили ГАИ или сопровождения. Если колонна состоит из более, чем 5 ТС, обязательно присутствие пустого резервного автомобиля.

Бочки с взрывчатыми веществами перевозят в горизонтальном положении, ориентируя их продольно в ТС, согласно требований ГОСТ 19747 – 74. Жидкие нитроэфиры в зимний период перевозят на ТС с утеплёнными кузовами.

Ящики с порохом и снарядами размещают с дистанцией 0,5 м между ними и плотно укрепляют. Нельзя везти взрывчатые вещества на расстоянии менее 0,3 км от пожара или 80 м от нефтяных «факелов».

При транспортировке на пароме ТС с опасными грузами не должно быть другой автотехники.

Транспортирование трубопроводами

Транспортировка через трубопроводы, изготовленные из стекла, пластмассы и керамики, разрешается при наличии теоретико-практического обоснования.

Трубопроводы оборудуют газонепроницаемыми задвижками и диафрагмами, выполненными из несгораемых материалов (их расположение указывают на схеме разводки). Во время транспортировки замерзающих горючих жидкостей проводят дополнительный обогрев системы, проверяют теплоизоляцию.

В местах возможного застоя жидкостей и газов устанавливают газоанализаторы для определения критического уровня их концентрации.

Для транспортировки методом передавливания, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости температурой свыше 20 С, применяют инертный газ либо сжатый воздух (если температура вспышки превышает 45 С).

Растительные масла и животные жиры транспортируют подобным образом, если они нагреты до уровня 70 С и меньше. При перекачке насосами жидкостей данных классов обеспечивают постоянную работу систем приточно-вытяжной вентиляции.

Контроль состава воздушной среды позволяет осуществлять оперативный мониторинг концентрации газов и ЛВЖ.

Ацетиленовые трубопроводы монтируют оптимального сечения согласно регламенту, скорость движения газа должна соответствовать нормам во избежание детонации.

При необходимости использования большего количества ацетилена, производят монтаж дополнительных ветвей, без увеличения нагрузки на существующие.

На ацетиленовых трубопроводах устанавливают огнепреградители и защитные разрывные мембраны, регулярно их чистят от отложений, контролируют состояние теплоизоляции и немедленно очищают от горючих жидкостей.

Горючие твёрдые вещества транспортируют пневматическими и самотечными трубами, транспортёрами, аспирационными линиями, оборудованными автоматическими заслонками, нориями и прочими пневмотранспортными устройствами.

При возгорании в них немедленно отключают системы аспирации и вентиляции. Для предупреждения возгорания и аварий устанавливают систему автоблокировки электродвигателей при остановке подачи воздуха, во избежание накопления и возгорания пыли.

Читайте также  Требования для СРО на проектирование

Буксование ленты недопустимо, транспортёр немедленно останавливают.

Железнодорожная перевозка

Сливо-наливные системы и пути транспортировки горючих жидкостей в обязательном порядке подлежат заземлению, на них предусматривают возможность стока жидкостей.

На всех площадках устраивают ровную твёрдую поверхность. Места расположения устройств слива-налива не должны находиться на пути движения тепло- и электровозов.

Все сортировочные операции с цистернами осуществляются вне этих пунктов.

При подаче к месту слива – налива цистерн паровозами предусматривают прикрытие из одного четырёхосного или двух двухосных вагонов (платформ).

Машинистам запрещается открывать топку и форсировать её, пользоваться различными видами открытого огня и сифонить.

Если транспортировка осуществляется тепловозами, прикрытие не нужно.

Цистерны подаются плавно, торможение осуществляют деревянными подкладками или материалами, которые не искрят. Все металлические изделия для сдвига и подкатки не применяют.

Во время слива – налива на эстакаде не проводят маневровые действия, не подают на её свободный путь другие цистерны. Перед сливом – наливом проверяют исправность всех устройств, заземляющих систем, вентилей, задвижек, герметичность шлангов и труб, цистерн.

Запрещено использовать шланги и оборудование из металла при сливе – наливе жидкостей с температурой вспышки пара 45 С и меньше.

Налив осуществляется при опущенном до дна цистерны наконечнике. Если установлена неисправность нижнего сливного устройства, выкачка осуществляется через верхнее, путём откачки.

При наливе применяют ограничители уровня жидкости. Во время грозы сливо-наливные работы не выполняют.

На сливо-наливном оборудовании устанавливают первичные средства или стационарные системы пожаротушения.

Выполнение всех вышеуказанных условий является обязательным на всей территории РФ, за исключением технических допусков на промышленных объектах при соответствующем согласовании.

Источник: http://pojarunet.ru/bezopasnaya-transportirovka-goryuchikh-i-vzryvoopasnykh-veshchestv-zhidkostej-i-gazov

§ 8.2 Основные требования для трубопроводов с горючими жидкостями и газами

Требования к трубопроводам перекачки ЛВЖ

1.

При эксплуатации технологическихтрубопроводов с горючими газами следуетсоблюдать «Правила устройства ибезопасной эксплуатации трубопроводовдля горючих, токсичных и сжиженныхгазов», «Правила безопасности вовзрывоопасных и взрывопожароопасныххимических и нефтехимических производствах»и требования настоящего раздела Правил.

3. Обслуживающему персоналу необходимо знать расположение трубопроводов, задвижек и их назначение, а также уметь четко и быстро переключать задвижки при авариях и пожарах

4.. Необходимо следить за тем, чтобыотверстия в местах прохождениятрубопроводов через глухие стены былигерметично заделаны.

5.

При прокладке межцеховых трубопроводовс горючими жидкостями и газами в каналахи траншеях (открытых и закрытых) надоследить за тем, чтобы в местах переходатраншей и каналов из одного помещенияв другое через пожарную стену имелисьисправные газонепроницаемые перемычки(диафрагмы) из несгораемых материалов.

Читайте также  К релейной защите предъявляются следующие требования

6.

Во избежание образования пробок внаружных трубопроводах, по которымтранспортируются вязкие и легкозастывающиегорючие продукты (с температуройзастывания, близкой к нулю и выше),необходимо постоянно контролироватьобогрев этих трубопроводов и арматуры,а также исправность их теплоизоляции.

7. В закрытых лотках и туннелях, гдеимеются трубопроводы с пожаро- ивзрывоопасными веществами, в местахнаиболее вероятного скопления горючихпаров и газов необходимо устанавливатьгазоанализаторы, автоматическисигнализирующие о создании опасныхконцентраций.

8. Не допускается применять заглушкидля отключения трубопровода,останавливаемого на длительное время,от другого трубопровода, находящегосяпод давлением. В таких случаях необходимопредусматривать съемный участоктрубопровода, а на концах действующихтрубопроводов устанавливать заглушки.

9. Защитные разрывные мембраны натрубопроводах должны быть исправными.Место размещения разрывных мембран, ихматериал, диаметр и толщина должнысоответствовать данным проекта.

10. Следует постоянно контролироватьисправность и чистоту теплоизоляциина горячих трубопроводах. Не допускаетсяэксплуатировать горячие трубопроводыс поврежденной теплоизоляцией и припопадании на нее горючих жидкостей.

11.

При значительном прорыве газа илижидкости из поврежденных трубопроводов,а также при возникновении пожара намежцеховых коммуникациях вызватьпожарную команду и газоспасательнуюслужбу. Одновременно должны быть принятымеры к локализации аварии и прекращениюподачи продукта в поврежденныйтрубопровод.

§8.3 Классификация технологических трубопроводов

Технологические трубопроводыклассифицируют по роду транспортируемоговещества, материалу труб, рабочимпараметрам, степени агрессивностисреды, месту расположения, категориями группам.

По роду транспортируемого веществатехнологические трубопроводы можноразделить на нефтепроводы, газопроводы,паропроводы, водопроводы, мазутопроводы,маслопроводы, бензопроводы, кислотопроводы,щелочепроводы, а также специальногоназначения (трубопроводы густого ижидкого смазочного материала, трубопроводыс обогревом, вакуум — проводы) и др.

По материалу, из которого изготовленытрубы, различают трубопроводы стальные(из углеродистой, легированной ивысоколегированной стали), из цветныхметаллов и их сплавов (медные, латунные,титановые, свинцовые, алюминиевые),чугунные, неметаллические (полиэтиленовые,винипластовые, фторопластовые,стеклянные), футерованные (резиной,полиэтиленом, фторопластом), эмалированные,биметаллические и др.

По условному давлению транспортируемоговещества трубопроводы разделяют навакуумные, работающие при давлении ниже0,1 МПа, низкого давления, работающие придавлении до 10 М Па, высокого давления(более 10 МПа) и безнапорные, работающиебез избыточного давления.

По температуре транспортируемоговещества трубопроводы подразделяют нахолодные (температура ниже 0°С), нормальные(1 …45 °С) и горячие (от 46 °С и выше).

По степени агрессивности транспортируемоговещества различают трубопроводы длянеагрессивных, малоагрессивных,среднеагрессивных и агрессивных сред.

Стойкость металла в коррозионных средахоценивают скоростью проникновениякоррозии — глубиной коррозионногоразрушения металла в единицу времени,мм/год.

К неагрессивной и малоагрессивнойсредам относят вещества, вызывающиекоррозию стенки трубы, скорость которойменее 0,1 мм/год, среднеагрессивной — впределах 0,1… 0,5 мм/год и агрессивной —более 0,5 мм/год.

По месторасположению трубопроводыбывают внутрицеховые, соединяющиеотдельные аппараты и машины в пределаходной технологической установки илицеха и размещаемые внутри здания илина открытой площадке, и межцеховые,соединяющие отдельные технологическиеустановки, аппараты, емкости, находящиесяв разных цехах.

Источник: https://StudFiles.net/preview/403261/page:8/